?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Мой сайт Previous Previous Next Next
Тайны неизвестного Северного Кавказа. От Казбека до Эльбруса. Кабардино-Балкария. Часть Первая - Life in Motion 4x4...
d1als
d1als
Тайны неизвестного Северного Кавказа. От Казбека до Эльбруса. Кабардино-Балкария. Часть Первая

Кабардино — Балкария (КБР) — следующая республика на пути от Казбека до Эльбруса. Площадь её почти в 1,5 раза площади Северной Осетии, а протянулась она от Хазнидонского до Баксанского ущелья.

Итак, миновав множество горных дорог в Северной Осетии, продвигаясь все дальше и дальше на запад, вдоль Главного Кавказского Хребта (ГКХ),
маршрут по Северной Осетии завершался селе Чикола, расположенного в Дигорском ущелье.

И тут самое время напомнить, что основная цель этой серии этнографических путешествий "Тайны неизвестного Кавказа" — пройти через села и аулы
республик Северного Кавказа горными дорогами максимально параллельно ГКХ и с минимальным выездом на дороги с твердым покрытием, через самые отдаленные
альпийские луга и кошары, в местах, где обычные туристы скорее редкость, чем привычное явление.

Поэтому, следуя основной цели путешествия, перемещение из Осетинского села Чикола в Хазнидонское ущелье КБР будет происходить через отроги Лесистого хребта, по трассе, соединяющей Лескен и Чиколу.



1.


Хазниндонское ущелье — это одно из наиболее красивых и загадочных ущелий в КБР, хотя и незаслуженно непопулярное место у туристов.

Отчасти это связано из-за его удаленности от основных туристических маршрутов (той же Безенгийской стены или Баксанского ущелья с Приэльбрусьем),
а отчасти с полностью отсутствующей здесь туристической инфраструктурой, притом, что годовой поток туристов в КБР превышает население этой
небольшой республики.

Но в нашем случае — это скорее плюс, чем минус, ведь благодаря этому, здесь отсутствуют бесконечно снующие по склонам гор пешие туристы и уж тем более какой-либо трафик.
2.


Только ярко сочные альпийские луга, только редкие кошары и чабаны и скотина — все то, за что мы так любим наш Кавказ.
3.


Асфальтированная дорога идет в ущелье до села Ташлы — Тала, где путешественники могут выбрать куда двигаться дальше — изучать Хазнидонское ущелье, или уйти на село Верхняя Жемтала в Суканское ущелье и подниматься вверх по р. Псыгансу в Черекское ущелье.

Немаловажный факт, что из Хазнидонского в Суканское ущелье есть грунтовая дорога через перевал Хазни высотой 2563м, дорога непростая, но об этом позднее…

За Ташлы — Тала, асфальт вдоль реки Хазнидон заканчивается и начинается узкая каменистая грунтовка вдоль Хазнидонской теснины.
Учитывая, что эта часть путешествия проходила в начале июня — горы пестрят от сочно - зеленых красок, а шапки ледников еще не до конца скинули
свои белые одеяния, ну а теснина ничем не уступает по своей красоте аналогичной теснине в Чегемском ущелье.
4.


Между прочим, высокогорная часть Хазнидонского ущелья является частью Кабардино-балкарского высокогорного заповедника,
в который входят крупнейшие ледниковые массивы республики, поэтому не везде возможен подъезд на автомобиле.

И еще один интересный исторический факт, мало отраженный в открытых источниках — Хазнидонские урановые рудники.
По — некоторым данным они функционировали в 50-е — 60-е годы XX — столетия, находились ближе к леднигу Псыгансу, и дорога от Ташлы — Тала была пробита
именно под транспортировку урана грузовыми автомобилями.

Вдоль грунтовой дороги от Ташлы — Тала идут цветографические знаки сине-желтого цвета, что также подтверждает присутствие здесь урановых рудников — устье горной выработки / шахты (синий) и желтый цвет — полезное ископаемое (уран) .
Такие знаки наносились для водителей транспортировавших груз, указывая направление выезда из ущелья.

Точное местоположение рудников было засекречено, но местами видны остатки полок, ведущих к штольням шахт.
Увы, с годами, по-причине высокой сыпучести грунтов ущелья — горы забрали обратно труды деятельности человека и полки превратились местами в склоны гор.

В 9км от Ташлы-Тала стоит одинокий могильник, похожий на могильники ранее встреченные в Осетинском Даргавасе, но в этом случае он почти полностью замурован.
5.

От могильника уходит дорога на перевал Хазни по которому мы покинем ущелье позднее, а пока впереди открываются снежные шапки ледника Псыгансу.
Погода в ущелье непредсказуема и меняется кардинально несколько раз в течение дня — от абсолютного тумана до чистого ярко синего неба.
6.

Дорога, поднимаясь и петляя по камням вверх в ущелье, периодически пересекает р. Хазнидон в нескольких местах.
И полное отсутствие цивилизации в этих местах. Только одинокие кошары и летние пастбища скота.
7.

Надо учитывать, что в начале июня начинается активный период таяния ледников, бурные горные речки во многих местах полноводны и их пересечение может
доставить проблем, а в сентябре наоборот — реки маловодные, но и нет того буйства ярко-зеленых красок и белоснежных шапок ледников.
8.

Преодолев чуть более 9км от могильника вверх по ущелью минуем крайнюю кошару в ущелье и упираемся в язык ледника Псыгансу.
9.

Все, навигатор молчаливо сообщает, что до Дигорского ущелья и р. Урух, остается всего 10 км по азимуту. Да, это то самое место, которое описано в последней части по Осетии — дальше дороги нет, только
пеший маршрут.

Урановые рудники должны быть где-то здесь, но это отдельная история и отдельное путешествие с счетчиком Гейгера. Когда-нибудь.

Остается вернуться назад к могильнику и уйти на перевал Хазни, высотой 2563м.

Да, перевал непростой, с узкими полками и частыми осыпями со стороны Хазнидонского ущелья, а со стороны Суканского ущелья — крутой глиняный скользкий подъем, который
может быть весьма непростым в дождливую погоду.
10.


Где-то на полке со стороны Хазнидонского ущелья местный внедорожный клуб допустил ошибку пилотирования и не удержал автомобиль на полке. На youtube есть небольшой
ролик по этому случаю.
11.

Но в сухую погоду с июня по октябрь, перевал доступен для любой полноприводной техники на любых колесах — при аккуратном прохождении опасных мест.
12.

А с перевала открывается великолепная панорама на Хазнидонское и Суканские ущелья,
13.

Тем более, что склоны горы Хазни покрыты ярко-зеленым альпийским ковром, на котором с удовольствием
пасутся бараны и коровы в больших количествах.
14.

Аккуратный спуск по размокшему серпантину и открывается фантастический вид на Суканское ущелье с быстрой и бурной рекой Псыгансу.
15.

16.

Вдоль этой реки идет грунтовая дорога в Верхнюю Балкарию из Верхней Жемталы
и этот участок доступен даже легковым автомобилям.
17.

А спустившись в Суканское ущелье, перед путешественниками в хорошую погоду, если повезет, приоткроет свои вершины ледник Псыгансу
18.

И насладившись отличными картинками долины Псыгансу через перевал Курноят путешественники спускаются в Черекское ущелье к селу Верхняя Балкария.
19.

Крупнейшее балкарское село с очень непростой и печальной историей…

До начала XX века в ущелье реки Черек-Балкарский располагалось 18 селений — Верхний и Нижний Шканты, Тура, Верхний и Нижний Кюнлюм, Чегет-Эль, Фардык, Сауту, Шаурдат, Курнаят, Мухол, Тёбен-Эль, Мукуш, Коспарты, Зарашки, Зылги, а также родовые аулы Темукуевых и Глашевых.
20.

В 1944 году балкарцы подверглись депортации в Среднюю Азию. Вследствие этого все селения пробыли в заброшенном состоянии около 13 лет. А выселению балкарцев с родины предшествовали события, позже обозначенные историками как Черекская трагедия.

Напротив современной Верхней Балкарии, расположившейся на правом берегу Черека, на левом берегу находятся развалины аула Куннюм и нескольких других уже полузабытых аулов
с разрушенными боевыми родовыми башнями — среди них наиболее известны башни Бозиевых, Абаевых.
В нижних этажах горцы хранили запасы провизии и питьевой воды, выше укрывались члены семьи во время нашествия врагов.

В развалинах старых аулов местами сохранились даже комнатные перегородки, а всё постройки выполнены из небольших валунов.
До 1944 года, когда местные жители были депортированы после Черекской трагедии старые аулы бурлили и жили.

В современной Верхней Балкарии, состоящей из крепких новых домов сохранился и символ этого села — башня Амирановых, построенная на огромном валуне.

За Верхней Балкарией начинается самая живописная часть Черек — Балкарского ущелья, в которое ведет новая реконструированная дорога "Верхняя Балкария — заповедник "Штулинская поляна".
21.

Можно предположить, что дорога строится под будущий туристический кластер в районе.
22.

Заповедник "Штулинская поляна" находится у истока реки Черек — Балкарский, образуемой слиянием двух рек Дыхсу и Карасу.
23.

Это бурные и очень живые горные реки от двух мощнейших ледников КБР — Штулу и Дых-Су.

Огромная территория "Поляны" примечательна не только тем, что находится у слияния двух мощных рек в окружении цветущего разнотравья, но и тем, что здесь расположено несколько нарзанных источников.
24.

И окончательно картину ущелья, дополняют окружающие это ущелья высокие пики четырех-тысячников, а с южной стороны возвышаются вершины-красавцы "пятитысячники" — Коштантау (5152 м) и Мижирги (5018 м).
25.

В советское время из турбазы «Голубые озера» через Штулинскую поляну и перевал Гезевцек (3540 м), находящийся на ГКХ и ведущий в Рачинское ущелье Грузии,
проходил всесоюзный маршрут № 101, который оканчивался на Черном море в Грузии, но в наши дни доступны только маршруты в пределах границы РФ.
26.

Из интересных фактов…

Для пеших туристов, маршрут вдоль ущелья реки Дых-Су приводит к перевалу Дыхниауш (3836 м), соединяющий ледник Дыз-Су с ледником Безенги и долиной Безенги.

А для путешественников на автомобилях, после нарзанных источников, через километр-полтора новая отсыпная дорога закончится и дальше продолжит петлять еще несколько километров вдоль реки Карасу только разбитая горная грунтовка по пробитой много лет назад на склоне хребта узкой "полке".
27.

По мере продвижения вверх по реке, дорога будет становиться всё менее накатанной, а иногда и вовсе пропадать из виду, но особо упорные путешественники могут попытаться подъехать максимально близко к языку ледника, оставив далеко позади последнюю кошару в ущелье.
28.

А потом и теряющийся след уже превращается в едва — заметную тропу, ведущую на перевал Штулу в Дигорское ущелье Осетии и через тот самый перевал ГКХ Гезевцек в Грузию.
29.

Но не стоит забывать, что на автомобиле сюда можно добраться только в конце лета и осени.
В начале же лета, лавины и ледник могут преградить дорогу гораздо раньше, благо узких мест здесь сполна хватает на той же полке.
30.

Ну и не лишним будет напомнить, что и здесь потребуются пропуска в 5-км пограничную зону, так как грунтовая дорога у подножия ледника заканчивается ~ в 7 км от государственной границы и
возможна встреча с пограничным нарядом.
31.

В этих глухих и безлюдных местах можно встретить как туров, так и домашних яков, обитающих здесь в больших количествах.

32.

При наличии свободного дня — можно подняться на перевал Штулу (3300м) и полюбоваться открывшейся панорамой Главного Кавказского Хребта и пятитысячными вершинами.
33.

Увы, но скорость отступления ледников на Кавказе не может огорчать, за последние десятилетия ледники отступили к ГКХ на несколько километров и ранней осенью они едва покрывают склоны ГКХ.
Возможно через несколько десятков лет ледники Штулу, Безенги и Мижирги полностью исчезнут в этой части Кавказа, поэтому надо пользоваться моментом.
34.

Из интересных наблюдений: дорожные работы в этой части КБР проходят достаточно активно, за несколько месяцев работ (с июня по сентябрь 2015г), строителям удалось не только отсыпать и расширить несколько километров полки на склонах ущелья, но и пройти серпантин от поляны до нарзанных источников. Хотелось бы верить, что дорогу пробивать дальше в Дигорское ущелье через перевал Штулу не будут, а мы сохраним этот уголок Кавказа в том виде, который он имеет сейчас.
35.

Ну что, пора двигаться дальше, к самому сложному автомобильному перевалу не только в КБР, но и, пожалуй, на всем Северном Кавказе.
Перевал Чегетджара или менее распространенное название — Школьный с высотой 3125м, расположенный на горной дороге, соединяющей село Верхняя Балкарию в Черекском ущелье и село Безенги в Хуламо-Безенгийском ущелье республики.
36.

37.

Старая заброшенная дорога из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье…
Возможно самая сложная автомобильная дорога на Северном Кавказе и связывает между собой балкарские села Верхняя Балкария и Безенги, доступная исключительно полноприводной технике и только три-четыре месяца в году, с начала июня по начало октября.
38.

Когда-то этот путь был скотопрогонной тропой из Верхней Балкарии в Безенги.
39.

Но после геологоразведки полиметаллических руд близ горы Чегетджара в середине XX-века,
была пробита грунтовая автомобильная дорога как со стороны Черекского, так и со стороны Хуламо-Безенгийского ущелье.
40.

Что интересно, но перевал на дороге из Верхней Балкарии в Безенги, в разных местах называют по — разному. Где-то всплывает информация о "Школьном", где-то встречаются
упоминания о перевале "Думала", но правильное название этого перевала — "Чегетджара", по одноименной вершине, через которую проходит дорога. Вернее даже так, дорога пересекает два перевала: Думала (2997м) и Чегетджара(3124м), хотя сама вершина Чегетджара имеет высоту 3414м.
41.

В наше время рудники заброшены, постройки разрушены, а 30 - км дорога используется только автомобильными путешественниками-экстремалами, да и местными чабанами, которым проще на ГАЗ-66 проехать через перевал, чем делать крюк по асфальту в 60 километров.
42.

Из Верхней Балкарии, дорога идет вдоль быстрой горной реки Чайнашка и петляя, поднимается всё выше и выше, ухудшаясь и сужаясь по мере, продвижения на верх.
Несмотря на начало июня, на высоте более 2000м погода меняется стремительно.
Вот только светит солнце, а через час уже срывается изморозь.
43.

Но на высоте 2000м дорога выходит на высокогорное плато, на котором находится верховое болото и одинокая кошара
44.

Места достаточно дикие и только редкие чабаны могут встретиться на вашем пути, но несомненный плюс — открываются фантастические панорамы на Черекское ущелье
45.

Участок старой дороги от кошары до третьей ступеньки серпантина уже размыты за многие годы запустения дороги, а верховое болото уже отвоевывает территорию некогда бывшей дороги
46.

Заход по косогору-траверсе в объезд размытой полки может быть весьма непростым в дождливую погоду — повсюду видны колеи и следы непростой битвы техники и природы
47.

Постоянный поиск объездов и выбор наилучшей траектории — непростая, но важная работа на этой интересной горной дороге
48.

Угол тангажа автомобиля доставляет немало непростых, но фотогеничных минут, ведь цена ошибки очень велика…
49.

Абсолютную тишину иногда взрывают стада проносящихся мимо домашних яков с оглушительным рёвом. Мистическая картинка безудержного "мчания" этих парнокопытных на фоне белоснежных вершин.
50.

Шаг за шагом, кропотливо выбирая траекторию и вглядываясь в прошлогодние следы, надо угадывать движение на два шага вперед…
51.

На высоте ~ 2500м промоины полки настолько велики, что артикуляция подвески для 35" уже не хватает — только объезд.
52.



А объезд представляет собой подъем с углом атаки ~ 30 градусов, что не просто даже для объемистого атмосферного дизельного двигателя и заблокированными мостами, а влажная почва и без того усложняет эту историю.
53.



…Мы оба знали про маршрут,
Что этот МАЗ на стройке ждут.
А наше дело — сел, поехал, ночь-полночь.
Ну, надо ж так, под Новый год!
Назад пятьсот, вперед пятьсот,
Сигналим зря, пурга и некому помочь.
(В.Высоцкий)

В начале июня, сыпучий склон полки, подмываемый тающими снегами и дождями сползает под весом автомобиля. И вот уже начинают посещать малодушные мысли развернуться обратно, которые так же безжалостно и стремительно изничтожаются открывающимися картинами — развернуться просто негде, а спуск вниз по влажной почве с таким углом атаке скорее всего завершится опрокидыванием автомобиля.
Поэтому, только вперед…
54.

Но в некоторых местах, и без того уже непростая ситуация, стремительно выходит из под контроля…
Сползающие языки лавин преграждают и без того узкую полку, попытки пробить след заканчиваются практически полным фиаско…
55.



Любые попытки движения автомобиля приводят к медленному сползанию с полки, а внизу около 500 м склона горы, заканчивающегося долиной.
56.

Но до перевала остается всего 400 метров…
И 36 часов ожидания солнца и ясного неба. Ведь каждую минуту, моросящий дождь, срывающийся в снег, приближал автомобиль по миллиметру в сторону обрыва…

Стемнело. Ночь. Напряженная звенящая тишина. Попытки прислушаться закончился ли дождь или…
Температура опустилась до 0C, пошёл мокрый снег - в первой декаде июня.

В свете фонаря попытки осмотра грунта и положения автомобиля. Да, сползание размокающего грунта по склону горы вниз прекратилось.

Утром следующего дня погода практически не изменилась — стремительная смена ясного неба, дождя и плотного тумана не оставляла надежд на высушивание полотна полки.
57.

"Если тебя не пускают вперед — значит тебе туда сейчас просто не надо".
Утверждение, которое не один раз уже подтвердило свою истинность.
58.

Гора Чегетждара предлагает просто немного поближе познакомиться со своими потрясающими окрестностями, поэтому вынужденная "днёвка" отличный повод взять рюкзак и немного прогуляться по окрестностям перевала Думала и Чегетджара.
59.

60.

За последующие 8 часов и 15 километров пешего маршрута были изучены окрестности перевалов Чегетджара и Думала.
61.

Отличные места для пеших маршрутов на несколько дней, не зря они пользуются огромной популярностью у горных туристов.
62.

С седловины перевала Думала, открывается вид на долину реки Думала.
Вдоль реки идет пешая тропа Верхняя Балкария — Безенги, но автомобильная дорога идет еще через один перевал — Чегетджара.
63.

А на перевале Чегетджара видны остатки строений, хотя для кошары или аула достаточно высоко. Скорее всего остатки строений заброшенного рудника.
64.

Панорама на ледник Герты и озеро Гийбашкель. Под снегом видны следы серпантина поднимающегося из цирка г. Чупербаши.
65.

Турист — помни! Шанцевый инструмент — обязательный инструмент в твоей экипировке. Иначе...
66.

Ранним утром следующего дня погода, на короткое время организовала погодное окно и позволила выйти с этой непростой полки…
67.

Поблагодарить это непростое место за его гостеприимность

68.

И пройти перевал Чегетжара на высоте 3124м
69.



42 часа и 30 километров… Непростых километров. Из Черекского в Хуламо-Безенгийское ущелье.

Сила гор. Иногда сама природа останавливает нас, чтобы мы, наконец, замедлили свое движение.
И застыли. Осмотрелись вокруг. Увидели как прекрасен этот мир, в котором мы живем.
Выдохнули. И…
Пошли дальше.
70.

А в другой раз, могли бы и пролететь это удивительное место за 4 часа и пропустить какой-то очень важный знак, который нам пытались донести свыше.
Хотя...,
71.

Спускаясь с перевала Чегетджара по грунтовой дороге из Верхней Балкарии, мы оказываемся на правом берегу Черека — Хуламского, напротив пограничной заставы, находящийся сразу за селом Безенги в Хуламо — Безенгийском ущелье.

Хуламо — Безенгийское ущелье, словно нож прорезает последовательно от предгорьев Кавказа сначала Лесистый, затем Скалистый, и, наконец, Боковой хребты, выходя к Главному Кавказскому Хребту(ГКХ).

Село Безенги было заново отстроено в середине прошлого столетия, после разрушительного селя, случившегося в 30-е годы XX - столетия и похоронившего под собой район Старого Безенги. О прошлых поселениях напоминает только руины башни "Джабоевых", останки аула Холам и руины башни Ак-Кала.
72.

Ущелье по — праву считается цитаделью труднодоступных и высочайших вершин ГКХ, но широко известно у нас только в узких кругах туристов и альпинистов.
73.

Вот, что например, любопытный читатель знает о высочайших вершинах Кавказа?
Увы и ах, но большинство российских туристов кроме величественного Эльбруса и живописного Казбека, навряд ли смогу вспомнить что-то про Большой Кавказ.
Но стоит только задать аналогичный вопрос поклонникам горного туризма за пределами нашей бескрайней Родины, как в ответ мы услышим "The Bezengi Wall".

Безенгийская стена — именно здесь сосредоточены все шесть из восьми "пятитысячников" Кавказа, за исключением Эльбруса (5642м) и Казбека (5034м):
Дыхтау (5205м);
Коштантау (5152м);
Пик Пушкина (5100м);
Джангитау (5085м);
Шхара (5068м);
Мижирги (5025м);

Этот 13-километровый горный массив представляет собой наиболее сложный и труднодоступный участок ГКХ. Именно по Безенгийской стене проложены траверсы 5Б и 6А категорий сложности, что позволяет использовать это место в качестве базовой тренировочной площадки альпинистам как с России, так и Европы.

Через 14 километров узкой и петляющей дороги вдоль Черека-Хуламского, перед нами открывается острие языка ледника Безенги, сползающего вглубь ущелья на целых 12 километров и упирающегося в грунтовую дорогу.
74.

Дальше по леднику идти без проводника и экипировки очень опасно — многолетние трещины крайне опасны, а для неподготовленного туриста такая прогулка может окончиться трагично.
Также потребуется и пропуск в 5-км пограничную зону, иначе с встреча с пограничными нарядами, ведущими патрулирование границы с Грузией, обеспечит вам большое количество ненужных проблем.

Между прочим, между ледниками Мижерги и Безенги, расположился альплагерь "Безенги" — его можно использовать и как базовый лагерь для горных походов по траверсам и ледникам района, так и просто как место для комфортного отдыха — здесь есть как инфраструктура, так и небольшой туристический городок.

Недаром, что этот район носит название — Малые Гималаи…
75.

Ну а дальше, наш путь лежит в Чегемское ущелье, через перевал Кышлык (2524м) по еще одной интересной горной дороге, соединяющей село Безенги с древним селом Эльтюбю.

Дорога интересна тем, что проходит через руины древних заброшенных аулов — на месте дороги была некогда пешеходная тропа. Самый известный из таких аулов — Холам, он упоминается еще в летописях Тамерлана.
76.

Несмотря на то, что грунтовая дорога идет вдоль линии ЛЭП, в дождливую погоду для "неполноприводной" техники дорога может быть весьма непростой.
77.

Плотная облачность с периодическим дождем, скрывает панораму Безенгийской стены, хотя, безусловно добавляет немало пестрых и контрастных красок.
78.

Глубокие размытые колеи намекают путешественникам на размах бушующих здесь стихий.
79.


Пешеходная тропа была расширена и превращена в дорогу, вероятнее всего, во время строительства ЛЭП из Безенги в Эльтюбю.
80.

За перевалом Кышлык(2554м) уже в Чегемском ущелье, открывается вид на живописные альпийские пастбища и одинокие кошары, разбросанные по склонам хребтов маленькими точками.
81.

Дорога продолжает петлять вдоль реки Кардан, спускаясь все ниже и ниже, периодически то прижимаясь к реке, то прижимаясь к хребту.
82.

От основной дороги, к разбросанным пастбищам, ответвляется множество грунтовых дорог — здесь можно путешествовать практически вечно.
83.

Близ развалин древнего аула Думала, дорогу часто размывает — поэтому этот путь из Безенги в Эльтюбю не всегда бывает доступен для путешественников на автомобилях.
84.

В Чегемском ущелье, кроме известных водопадов, расположено древнее село Эльтюбю. В окрестностях села есть несколько мест, которые могут представлять интерес для путешественников. Это и греческие лестницы, ведущие к пещере, в которой по преданию были схоронены христианские реликвии, но которые до сих пор не нашли, это и Некрополь — Город мертвых, датированный X-XII веками и напоминающий некрополь в осетинском Даргавасе, ну и конечно же, развалины многочисленный аулов, рассыпанные по склонам хребтов.

Не все знают, но кроме известных Чегемских водопадов в ущелье, есть и менее известный, но не менее красивый водопад "Абай-Су" с высотой 72 метра, находящийся на слиянии рек Башиль и Сарынсу.
85.


В начале лета, водопад достаточно полноводен и явно располагает к фотоэтюдам…
Место не очень известное в широких туристических кругах, но очень интересное и живописное.
86.

Для проезда выше села Булунгу, требуется пропуск в 5-км пограничную зону, поэтому стоит озаботится его получением, если вы хотите добраться до этих малопосещаемых мест.
87.


Два ущелья, с расположенными в них еще с советских времен турбазами, а также пограничными нарядами — отсюда ведут в Грузинскую Сванетию большое количество туристических пешеходных маршрутов, пользовавшихся популярностью в советское время и известных под номерами всесоюзных туристических маршрутов…
88.

Продолжая своё неспешное путешествие вдоль реки Башиль-Аузусу в Чегемском ущелье,
подбираемся вплотную к бывшей турбазе Башиль, затерянной в окружении сосновых лесов. Кроме полуразрушенных строений турбазы, увы, здесь интересного ничего нет.
Местный смотритель турбазы, предупреждает, что в бурных реках Башиль-Аузусу, потоком воды переворачивает армейские Камазы 5350, на которых пограничники едут с заставы и предупреждает, что здесь уже можно встретиться с пограничным дозором, если нет пропусков.
89.

Вернувшись к устью Чегема, где Башиль-Аузусу и Гара-Аузусу своим слиянием образуют эту бурную горную реку, уходим в левый рукав Чегемского ущелья, в направлении бывшего альплагеря "Чегем".
Вдалеке уже появился красавец Цанер (4096м) — левая граница Безенгийской стены.
90.

Дорога к бывшему альплагерю петляет вдоль узкого каньона реки Гара-Аузусу, поднимаясь все выше и выше и…упирается в такой же полу-заброшенную базу отдыха.
91.

Проплутав между зданий, с разбитыми глазницами окон, в глубине полуразрушенных построек внезапно показываются блиндажи пограничников, а навстречу выходят несколько крепких парней с безразличным выражением лица, в полной боевой разгрузке. А до границы остается не более 8км.

Изучение пропусков, неспешные вопросы о цели визита в это богом забытое ущелье, разговор явно не складывается — оно и понятно, это район считается наиболее труднодоступным для туристов, но с советских времен здесь осталось множество перевалов в соседнюю Сванетию, да и сказывается близость соседнего Баксанского ущелья. Автомобиль предлагают оставить здесь — на автомобиле дальше нельзя, только пешком в сторону перевала Тютюргу и ледника Безенги.
92.

Теперь наш путь лежит в Баксанское ущелье.
93.

Чегемское и Баксанское ущелье, вдоль Скалистого хребта, соединяет крайне живописная грунтовая дорога, тем не менее доступная практически в любую погоду любому гражданскому автомобилю.

Пожалуй, самый живописный перевал во всей Кабардино-Балкарии и при этом доступный любому гражданскому автомобилю.

Перевал соединяет Эльтюбю и Былым, проходя между вершинами Лха и Голугарде по бескрайним альпийским лугам, раскинувшимся между Скалистым и Главным Кавказским Хребтом Кавказа.
Перевал известен с древнейших времен по — причине своей незначительной высоты и относительно простого рельефа.
94.

Краски надвигающегося заката, лишь только добавляют нотки сюрреализма для путников, выбравших этот путь.
95.

Название перевала Актопрак происходит от древнего селения в Чегемском ущелье — сейчас же на его месте развалины.
Да и не удивительно, что в на склонах Скалистого Хребта ест древние пещеры — захоронения, история этого пути многовековая.
96.

Оказавшись в Баксанском ущелье — практически сразу попадаешь в туристический поток. Он чувствуется везде. И не спроста, именно Баксанское ущелье ведет к известнейшим горнолыжным курортам Кавказа — Чегет и Эльбрус Азау, не говоря уже о том, что отсюда стартуют многочисленные восхождения на Эльбрус — высочайшую вершину Европы.
Но широко известные туристические маршруты, не в зоне нашего интереса, а поэтому известнейшие и живописнейшие долины рек Адылсу и Адырсу, с множеством альплагерей и спортивных баз, останутся за кадром этой серии публикации.
97.

Красочные публикации на эту тему представлены в огромном количестве как у пеших, так и у автомобильных туристов.
98.

99.

И вот, спустя много сотен километров, перебираясь из одного ущелья в другое, от самого Казбека в Северной Осетии, мы добираемся до красавца Эльбруса в Кабардино-Балкарии. Большое путешествие между высочайшими восточными и западными вершинами Кавказа должно закончиться на склоне "старика" — Эльбруса как и полагается, но…

Известно, что на ледники Эльбруса ведут две дороги из Баксанского ущелья — одна через обсерваторию Терескол на одноименный ледник, но она обрывается завалом на высоте 3344м, а вторая на приют "Бочки" (Гара-Баши) на высоте 3800м под канатной дорогой. Увы, но в 2015г автомобиль не пропустили через поляну Азау на дорогу до приюта Бочки, поэтому оставался только маршрут на Терескол.

Дальше, необходимо сделать небольшое отступление. Попытка добраться до обсерватории Терескол была дважды — в начале июня не успешная и в сентябре — успешная.

Дальнейшая нить повествования опишет две разных попытки и покажет наглядно степень отличия условий ранним летом и ранней осенью, а пока…
5 комментариев or Оставить комментарий
Comments
klimovs_travels From: klimovs_travels Date: Август, 15, 2017 17:05 (UTC) (Ссылка)
очень хорошие фото, но еще более интересный текст. Такие посты однозначно в закладки и многократное перечитывание. Спасибо, что оформил это всё и выложил
d1als From: d1als Date: Август, 16, 2017 06:33 (UTC) (Ссылка)
Алексей, Спасибо!
Ценная обратная связь в такие моменты, заставляет по-другому взглянуть на затраченное время в подготовке и оформлении поста.
klimovs_travels From: klimovs_travels Date: Август, 16, 2017 06:43 (UTC) (Ссылка)
это я еще просто вечером под коктейльчик почитал, а когда я соберусь ехать и буду вникать в маршрут я тебе еще 100 раз спасибо скажу :)
Nikolay Anfilogov From: Nikolay Anfilogov Date: Сентябрь, 28, 2017 12:43 (UTC) (Ссылка)
В анналы, однозначно!
Марина Лозовая From: Марина Лозовая Date: Март, 18, 2019 19:35 (UTC) (Ссылка)
Подпишусь. И скажу, что из Тырнауза есть очень трудная дорога в Джылы-Су на северном плече Эльбруса. Здесь есть лагеря с целебными нарзанами, много достопримечательностей, северный маршрут восхождения на Эльбрус, и... асфальтированная дорога до Кисловодска по красивейшим серпантинам через три ущелья.
5 комментариев or Оставить комментарий