d1als (d1als) wrote,
d1als
d1als

Category:

Сага о джиперах неугомонных, да вокруг Байкала объехавших. Часть 1

Понимаешь, это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак:
Я гоняюсь за туманом, за туманом,
И с собою мне не справиться никак…
Люди посланы делами,
Люди едут за деньгами,
Убегают от обиды, от тоски…
А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги…
(слова Ю. Кукин)

Острейшее и жгучее желание посвятить летний отпуск Байкалу, зрело давно. Пять, а может быть и десять лет. Но больше всего манил 110-й зимник на восточном берегу Байкала, что в республике Бурятии. Автомобильный зимник «Новый Уоян – Умхеей», называемый 110-м по причине единственного оставшегося километрового столба, и проложенный в далёкие 1970-е годы через Северо-Муйский хребет, когда на всю страну гремела великая комсомольская стройка БАМ. В наше же время – это автомобильный категорийный спецучасток 5-й (высшей) категории сложности. Да, удивительная возможность красочно и жестко разложить машину в 6 000 км от дома, не давала покоя, и грело душу как хороший армянский коньяк.

 

Сроки поездки выбирались долго и взвешенно. Именно поэтому, было выбрано, как казалось наилучшее время по погоде – начало августа. Очень не хотелось попасть на большую воду в июне-начале июля, когда тает снег на ледниках Северо-Муйского хребта. Да и осенние дожди также не очень нас воодушевляли, а посему конец июля – начало августа. У природы нет плохой погоды – это мы узнали чуть поздней.

Очень важная часть поездки – маршрут. Не просто «доездинг», а интересный и захватывающий. Туда по югу, обратно по северу. Разнообразный и интересный, составляющий не менее половины времени отпуска, а также отличная возможность посмотреть на бескрайние просторы нашей Родины.

Необходимо на время экстремального отпуска доставить супругу и дочку к бабушкам и дедушкам на Нижнюю Волгу, в Волгоградскую область. С учётом этого обстоятельства вырисовывается интересная корректировка маршрута туда:

Москва – Саратов – Камышин – Озинки – Уральск – Актобе – Костанай – Астана – Павлодар – Новосибирск – Красноярск – Тайшет …

Внимательно вглядываюсь в карту Восточной Сибири. БАМ начинается в Тайшете, но выходим мы на него в Братске. Автомобильная дорога делает незамысловатый крюк в 500 км через Тулун, а вдоль БАМа на Братск, минуя Тулун, получается в два раза меньше. Практически нет информации по этому участку и возможности его преодоления на легковом авто в летнее время. Особая сложность заключается в участке от Чуны и до Сосновки. Зимой на этом направлении есть зимник, но нам надо летом. Значит это наш выбор.

… Тайшет – Чуна – Братск – Усть-Кут – Северобайкальск – Новый Уоян – Кумора – 110-й зимник – Умхей

Маршрут получается на 800 км длиннее стандартного через Россию, но тем интересней – не будем повторяться.

До Байкала идём одной машиной, я да штурман. За Новым Уояном нас будут ждать два экипажа из Москвы на Mitsubishi Pajero Sport New 33MT и Suzuki Jimmy, уже после Алтая и Тывы.

27 июля. До старта остается чуть меньше 12 часов…

До старта остается чуть меньше 12 часов. Машина обслужена и проверена, а вещи утрамбованы и загружены. Два комплекта колодок по – кругу, приводные ремни и пару фильтров, масла. Пожалуй, и всё. Руки растут оттуда откуда не надо, поэтому в полевых условиях мы ничего, кроме озвученного, заменить не сможем.

28 июля

Покидаем жаркую и пыльную Москву поздним утром 28 июля. Трасса М5 плотно загружена почти до самой Пензы. Вечером замечательная банька и дорожные 100 грамм помогают снять напряжение «федералки». Дальше нам предстоит путь через Северный Казахстан на Уральск, Актобе, Костанай, Астану и Павлодар.

Первые 900 км даются тяжело
29 июля
Через Саратов и уже знакомый нам п/переход Озинки, оказываемся в Казахстане. На п/переход потратили около 40 минут, включая оформление страховки на авто. Ограничились формальным осмотром авто. Приятно, таможенный союз в действии. Начинаются мои любимые унылые степные пейзажи, красота.


Плюс один час – началось.
Уральск проходим вечером и берем курс на Актобе. Уже привычно отличная трасса.

Пройдя очередные 900 км, ночуем между Уральском и Актобе, где-то в степи.

30 июля


Неповторимый завтрак в колоритной придорожной Чайхане помогает настроиться на правильную волну. Обязательно необходимо пройти данный ритуал и почувствовать себя в Казахстане.



Спидометр привычно отсчитывает километр за километром по прямой как стрела дороге. Пересекаем Мугоджары и к обеду достигаем Актобе. На стоянке местного гипермаркета, привлекаем внимание местного представителя «offroad-движения» на TLC – 80. Обмениваемся приветствиями, контактами и берем курс на Кустанай.

Начинается Тургайское плато, а мы после Комсомольского изучаем возможные варианты срезки крюка через Кустанай по степи. Практически до Адаевки великолепный асфальт. Темно, ищем возможное место ухода в степь на срезку Адаевка – Аманкарагай . Неудачно. Ничего не видно и очень мокро. Степь во власти ливневых дождей. 160 километров срезки Адаевка – Аманкарагай может оставить нас в степи на несколько дней, но наша цель не Казахстан. Оставляем эту попытку и ищём очередное место ночёвки. Опять плюс один час.

Пройдено 950 км.

31 июля

Очередное утро дарит нам великолепные виды отвратного грейдера Адаевка – Орджоникидзе. Ещё немного и мы в Кустанае. Однако, скучный и неинтересный промышленный город. Рассуждаем, как здесь грустно жить.

Покидаем город и продолжаем движение по Тургайскому плато в сторону Астаны, по новой великолепной дороге Челябинск – Астана.


Аманкарагай оказывается приятным зелёным оазисом в неинтересной и выжженной степи. Мы уже безнадежно отстаём от графика, почти цейтнот. Два экипажа ждут нас в Северобайкальске. Телепорт Кустанай – Астана в действии.
Перед Астаной идёт строительство последнего участка этой автодороги. Собралась медленно продвигающаяся пробка из фур. Недолго думая сворачиваем в степь и устраиваем зрелищный ралли – рейд по скользким степным дорожкам. Зрители в восторге и аплодируют нашему экипажу, когда мы выезжаем, наконец, на асфальт.

К вечеру достигаем Астаны. Не спеша дефилируем через город, рассматривая северную часть города, которую упустил в прошлый раз. Что сказать, с каждым разом город становится всё красивей и интересней. На выезде из города, ужинаем в замечательном кафе, где ребята из Павлодара советуют нам идти на Новосибирск через Карасук. Так быстрее и дорога значительно лучше, чем ранее запланированный маршрут через переход Кулунда на Барнаул, Ленинск – Кузнецкий и Кемерово. Говорят, в это время, через Кулунды, идёт поток рабочих из Узбекистана/Таджикистана и Кыргызстана в Сибирь. Проверять данное утверждение, отчего не очень хочется.
В очередной и крайний раз ночуем в степи под Экибастузом.


Пройдено 1100 км.

01 августа
Сегодня 4-й и крайний день нашего маршрута по Казахстану. Въезжаем в Павлодар с утра и пересекаем в – первый раз одну из великих рек Сибири – Иртыш. Дальше будет больше и интересней. Переход Карасук минуем за 30 минут. Привычный минимальный осмотр авто и традиционные вопросы о нашем маршруте. Ну, здравствуй, Родина – Мы опять в России. Ага, опять плюс час…

Мы пересекли Казахстан с запада на восток за 4 дня. 5 областей и 2 700 км. Разные дороги, разные пейзажи, но суть одна – бескрайние степи и невообразимые просторы. А ещё, преимущественно отличные дороги. В России такое будет, вероятно, но не скоро.

Обед, легкий душ из автономного душевого аппарата, питаемого от бортовой сети, и мчим в сторону Новосибирска.
Наша цель сегодня амбициозна и практически недостижима – Красноярск.

В Новосибирск попадаем в вечерний пятничный разъезд. Нам феерически везет. Пробираемся по жёлто-красным улицам миллионника, рассматривая жизнь за стеклом. За всю поездку, Новосибирск, вероятно, единственный город, где мне хотелось бы остаться жить. Очень странно и удивительно.
А ещё Объ – вторая наша великая река Сибири и всё за один день.

Спустя 2 часа мы на свободе – уходим на Кемерово, вокруг всё в дыму. Горит тайга в Томской области.
Кемерово минуем поздно в ночи, и останавливаемся на ночёвку где-то в тайге, не доезжая 250-300 км до Красноярска.

Пройдено 1100 км.

02 августа
6-й день нашей прогулки. Чертовски удобные спальные полки в авто экономят колоссальное количество времени на сборы. 20 минут и мы уже в пути.
В России есть отличные дороги – но почему они в Сибири? Не оставляет ощущение, что мчим по просторам Европы. Мариинск, Ачинск, Красноярск, Канск мелькают за окном как цветные картинки. Мы гонимся за временем, а оно убегает от нас словно неуловимый Джо, отъедая по часу по – мере продвижения на Восток. Красноярск – зачем мы решили ехать через город, непонятно. А Енисей здесь огромен и прекрасен. Третья великая сибирская река, которую мы имеем возможность созерцать. После Красноярска меняются предпочтения населения – начинается царствие праворульных авто. Ближе к вечеру, пересекаем границу Иркутской области и традиционно +1 час.
Тайшет – здесь начинается БАМ и здесь мы, наконец, покидаем «федералку».

Последующие несколько тысяч километров пройдут по грейдерам, остаткам асфальта и тропам в тайге.
Уходим в сторону Чуны. И без того редкие населённые пункты на нашем пути практически полностью пропадают. Мчим более 100 км по чередующемуся грейдеру и размытому асфальту.

Заполночь минуем пустынную, темную Чуну и сворачиваем в тайгу на ночёвку. Упали без сил. Завтра нас ожидает первый спецучасток и море положительных эмоций.
Пройдено 950 км.

03 августа
Не совсем уже раннее утро, сказывается 7-й день пути. Разница с Москвой +5 часов. Осматриваемся по сторонам, куда мы вчера свернули. Сверяемся с картами генштаба относительно азимута на целевую точку – Сосновка. Товарищи с Братского форума подсказали, что есть вполне неплохое направление вдоль нефтепровода “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Гораздо лучше, чем вдоль БАМа через Таргиз. При подготовке маршрута нам попалось всего несколько фотографий возможного состояния участка Чуна – Сосновка летом, да и то машины разворачивались обратно. Во – время дождей можно потерять много времени и здоровья даже у подготовленного авто.

Зимой же здесь функционирует вполне сносный зимник.

Собрались, упаковались и пытаемся по азимуту выскочить на просеку нефтепровода. Не тут-то было. Попадаем в болото, вовремя пытаемся развернуться, наконец расчехлив лебедку. Надо быть аккуратней, тем более в одну машину. Поплутав по дорожкам в тайге, выскакиваем на нефтепровод. Первые 10-15 км выглядят просто автобаном, не считая холмистого рельефа, но в дожди здесь всё по-прежнему не просто.

Через р. Тарей, нефтяники построили неплохой мост, за что им большое спасибо. Брать брод через Чуну в районе Таргиза было бы очень грустно – много воды. И да, конечно же, глина. Адская, красная глина. Гудрич просто не едет, превращаясь в «слики». Продвигаемся змейкой со скоростью черепахи, пытаясь уклоняться от надвигающихся столбов ЛЭП.

Неожиданно пересекаем БАМ и оказываемся в Сосновке – всего 2 часа пути вдоль нефтепровода. Наблюдаем в Сосновке Нивы и УАЗики, что позволяет нам предполагать наличие грейдера до Братска. Местные на просьбы указать направление Братска, указывают в сторону ЛЭП.
Ага, «щаз». Покинув Сосновку, наблюдаем приличные раскисшие колеи и вахтовый УРАЛ, движущийся нам на встречу.

Мужики явно не ожидали здесь увидеть авто с московскими номерами.
Первые потери в виде переднего расширителя арки и мы разматываем лебедку.

Около часа увлекательных упражнений с лебедкой на подъеме и мы выбираемся к ЛЭП. Появились следы работы строителей-дорожников.
И вот очередной сюрприз в виде притока Тареи. Нам с большим трудом хватает всех удлинителей для самоэвакуации из болота. За данным действом со скучающим видом наблюдает девушка – геодезист.

Судя по всему, дорожные строители активно ведут отсыпку грейдера до Сосновки, скоро здесь можно будет мчаться на недоприводах, а пока… Блокировки, «Муды» и обязательно лебедка.

Удивительное рядом. Упираемся в небольшой затор из УРАЛа и Тойоты Харриера. Чудаки на Тойоте предполагали, что здесь существует грейдер на Тайшет, ага «щаз». Сидят по самые двери в адской глине. Совместными усилиями с УРАЛом эвакуируем их и разворачиваем назад. Нас благодарят копченым хариусом.

Пролетаем Турму, Вихоревку и к 14:00 победно въезжаем в Братск в ярко – красном боевом окрасе. На 250 км срезки Тайшет – Братск мы потратили почти 7 часов, почти не прогадали 
Ищем мойку, где нас смогут отмыть от адской глины, которая прочно зацементировала нас в панцирь. Закончив помывку, мы решили найти приличное место питания. Два вымазанных в глине товарища, заросшие и уставшие, навели серьезный «ужАс» на работников местного ресторана. Нам же сие действие доставило море удовольствия.


Ангара и Братская ГЭС – фантастическое сооружение, торжество инженерной мысли, но времени спуститься на смотровую площадку уже нет.

Около семи вечера покидаем Братск в направлении Усть-Кута. Сегодня нам надо уйти под Усть-Кут. Вполне сносный асфальт чередуется с участками грейдера. Опять дождь. С такой погодой, 110-й зимник будет для нас слишком интересным. Прогноз погоды неутешителен, на Байкале льет как из ведра уже второй день.

Ночуем на берегу Куты, недалеко от Усть-Кута.

Пройдено 400 км.

04 августа

8-й день пути, ребята нас ждут уже второй день на озере Иркана, у начала зимника. Сегодня вечером мы должны встретиться с ними для выхода на маршрут. В Усть-Кут въезжаем утром, мрачный городок. Здесь мы уходим с федеральной трассы «Вилюй». «Федералка» дальше продолжается на север и через 120 км превращается в 900-км зимник на Мирный, что в Якутии. Когда-нибудь Росавтодор сделает «федералку» Братск – Усть-Кут – Мирный, круглогодичной автодорогой с твердым покрытием, наверное. А мы, пересекаем Лену. Она прекрасна. Молча и сурово устремляет свои воды прочь к Северному Ледовитому Океану. На выезде из города, грейдер стремительно ухудшается в качестве. И если до Усть-Кута по «федералке» ещё встречался грузовой трафик, то до Северобайкальска значительно поредел даже легковой трафик. Да, последующие 360 км до Байкала будут утомительными даже на нашем авто, стравливаемся до 1,5 атмосфер для минимального комфорта и едем дальше.

За окном мелькают умирающие БАМовские поселки – Звездный, Магистральный, Улькан.

И без того грустные картины ещё более омрачает дождливая погода.

Связь, а связь на этом почти 400км отрезке есть в Магистральном и Улькане, однако.

Местные за рулем находятся в не совсем вменяемом состоянии и без мук совести, во время обеда в придорожном кафе доходят до нужной кондиции. Даже есть 10 км участок асфальта в районе Улькана, на котором чудом не вылетели с дороги, в результате продольной раскачки с отрывом 4-х колес от земли. Адреналин вышел в кровь с мега-эффектом. За Ульканом драматично пробиваем заднее колесо. Острые камни. Боковой порез и мы остались без «запаски» ещё не выйдя на маршрут. Взвесив все за и против, накачиваемся до 2,8 атмосфер, для сохранения остальных колес. Грейдер становится абсолютно убитым.



Внутри ощущение, что Паджера сейчас растеряет все болты, которые конструктивно предусмотрены в автомобиле. 100 км адского мучений на перекаченных колесах – испытания для машины и людей.
Немного прогулялись на перевале Даван по заброшенному обходу Байкальского тоннеля.

Не доезжая до Северобайкальска, заезжаем на термальный источник Гоуджекит. А-а-а, торжество блаженства и не земного кайфа, после 8 дней пути.

Старый «дедушка» Байкал. Хмурый, дождливый, туманный и серый. Таким мы его увидели в свой первый раз. Такие впечатления забираются в самые глубины человеческой души.
Вечерней субботой, с большим трудом находим шиномонтаж, в котором берутся поставить залатанную УАЗовскую камеру в наш баллон. Иных вариантов у нас нет. Перебираем в голове развитие событий на 110-м. Пока нам собирают колесо, меняем тормозные колодки и лечим подклинивающий передний тормозной суппорт. Темнеет, уходим на Новый Уоян. Дождь, дождь, дождь. Мы реально начинаем думать, что нас ждёт на зимнике. В Уояне работает только одна из двух АЗС – на второй нет света. Заливаем 120 литров в бак и канистры. Должно хватить с большим запасом. Выбираемся из поселка и уходим на Кумору. Всё. Связи не будет до самого Улюнхана. Сбрасываем актуальную информацию родным и близким – вперед.
Ещё 70 км и мы у озера Иркана. Ночью мрачно и сурово. Пытаемся связаться с ребятами по радиосвязи – тишина, на часах всего 02:00 ночи. Машину окружили мириады особей гнуса и мошкары. Мрак. Искать лагерь бесполезно. Ночуем здесь. Практически в начале 110-зимника.

600 км убитого грейдера за день – неземная жесть…
Продолжение следует…

Карта первой Части маршрута:
День 1-3:

День 4-5:

День 6-7:

День 8 – выход к зимнику:

Originally published at Странствующие пАджерошественники. You can comment here or there.

Tags: Байкал, Путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments